Удаленная работа. Разбор ситуации №1

Для многих предпринимателей штат сотрудников – это проект, тщательно разрабатываемый годами. Специалист за специалистом постепенно подбираются руководством, формируя в итоге идеальный слаженный коллектив, от которого, как все мы знаем, сильно зависит эффективность компании. И в этой сложной многогранной конструкции есть особые, ключевые звенья и «узлы», без которых все идет не так, сотрудники вялы, клиенты недовольны, работа медленна и т.д. Эти «ключевые» сотрудники могут занимать разные позиции – где-то это топ-менеджмент или заместитель генерального директора, где-то – главный бухгалтер или узко-профильный специалист, руководитель отдела, а иногда – личный помощник босса или даже секретарь. Должности разные, но, каждый руководитель компании и каждый собственник бизнеса почти мгновенно может сказать, кого из сотрудников он может легко заменить, а чей уход станет ощутимой проблемой.

И все же все компании сталкиваются с ситуациями, когда такие важные и ключевые сотрудники уходят. Навсегда или на время. Мы не будем рассматривать ситуации, когда между руководителем и сотрудником нет взаимопонимания по важным рабочим моментам: график работы, уровень зарплаты, отношения в коллективе, стратегия проекта… Предположим, что сотруднику нравится работать в компании, но все же он вынужден уйти. Что это за ситуации и может ли удаленная работа нивелировать хотя бы частично эту проблему?

Ситуация 1. Декрет.

Любой руководитель, если только он не принципиальный шовинист, избегающий нанимать женщин, сталкивается с тем, что его ключевой сотрудник (сотрудница) отправляется в декрет, который плавно перетекает в «отпуск по уходу» и грозит перетечь в декрет№2. Да, среди наших знакомых (также как и ваших, наверное), есть гениальные (?) женщины топ-менеджеры, еще в родильном отделении сообщающие акушерке, что через четыре часа ей надо быть в аэропорту или выходящих на работу сразу после выписки из роддома. Но это скорее исключение.

Чем здесь может помочь возможность удаленной работы? В этой ситуации женщина заинтересована в работе не меньше работодателя. С одной стороны, сложно сразу перестроится с карьеры, офиса и бизнес-ланча на вечный день сурка и бытовые проблемы, и женщина с радостью сохранит связь с «взрослой» реальностью. (Не забудем и про страх оказаться невостребованной на рынке труда после года-трех, проведенных дома). С другой – деньги совсем не являются лишними при появлении парочки наследников.

Удаленный доступ в декрете позволяет:

1. Продолжать полноценную работу с корпоративной информацией. Пользователь, работающий из дома, подключается к локальной сети своего офиса без труда, имеет доступ к корпоративным базам данных, специализированным программам.

2. Для удаленной работы можно настроить и ip-телефонию. Сотрудник принимает звонок, например, через специальную программу, установленную на домашнем компьютере (или происходит переадресация на мобильный), при этом клиент звонит на номер офиса и добавочный номер сотрудника.

3. Организовать онлайн-конференцию и таким образом поприсутствовать на важных совещаниях или же дать указания подчиненным.

4. Получить быструю техническую помощь от сервисных инженеров компании, при поломках домашнего «рабочего» компьютера – в зависимости от проблемы она устраняется либо непосредственно на сервере компании, либо при помощи программы удаленного администрирования.

5. Соответственно, легко получить и необходимую для работы новую программу. Технический инженер устанавливает программу на сервере компании, после чего она доступна для работы удаленного сотрудника.

6. Работать с тонкого клиента. Для организации удаленной работы сотрудника компании даже не надо покупать полноценный мощный компьютер, либо перевозить «на дом» офисный – достаточно приобрести тонкий клиент. При удаленной работе потребляются ресурсы не персонального компьютера, а сервера, поэтому затраты на организацию такого дополнительного рабочего места минимальны.

7. Повысить уровень информационной безопасности данных. Как не странно, работать с данными на «удаленке» безопасней, чем на персональном компьютере, стоящем, скажем, в офисе. Подключение к удаленному рабочему столу позволяет использовать дополнительные уровни защиты такие как сертификаты, токены.

8. Сохранить данные при внезапном отключении компьютера. Если маленькая причина «отпуска по уходу» внезапно доберется до кнопки «power», при работе на обычном компьютере это будет означать бесславный конец для всех несохраненных документов. При работе на удаленном компьютере, сотруднику надо просто еще раз подключиться к серверу – документы не только не пострадают, но будут висеть открытыми на той же самой странице.

На что обратить внимание?

Но есть в удаленной работе из дома при декрете и потенциальная опасность. Ни пароли, ни сертификаты, ни токены не способны защитить от «человеческого» фактора. Если сотрудник, которому Вы готовы организовать работу из дома, имеет дело с действительно важной информацией, службе безопасности Вашей компании стоит по возможности проверить всех проживающих с Вашим сотрудником, а также постоянно приходящих (например, нянь и домработниц). Мы склонны терять бдительность, находясь дома; близкому человеку при желании не составит труда выяснить и логины и пароли, воспользоваться сертификатами и токенами.

Продолжение следует. В следующий раз поговорим о переезде ключевого сотрудника.