Выбор редакции

Расчет стоимости стартапа

3 декабря 2013 г.,   Ревякин Степан


Во все времена перед тем как вложить средства в какой-либо проект, инвестор задается целью посчитать (хотя бы приблизительно) какую сумму ему придется потратить и за что ему нужно будет заплатить.

Разумеется в век интернета инвестор обратится к популярной поисковой системе с запросом типа "Сколько стоит сделать стартап". И первым делом найдет вот эту статью Петра Татищева. Статью, которая потом становится аргументом в обсуждении проекта, потому что далеко не каждый инвестор понимает специфику и разбирается в технологиях. Инвестор опирается на авторитетную статью, опубликованную на раскрученном ресурсе, в которой даны конкретные цифры, и, к сожалению, в статье автор не делает акцент на то, что эти цифры подсчитывают стоимость сферического стартапа в вакууме.

Справедливости ради отмечу, что автор несколько раз упоминает о спорности тех или иных выводов и самого подхода к ценообразованию, но разве кто-то вчитывается в текст когда есть яркая инфографика, в которой даются вполне конкретные цифры, за которые "цепляется глаз" будущего инвестора.

И вот теперь, при обсуждении будущего проекта, команда вынуждена объяснять почему их смета выше, чем в авторитетной статье, а перспективный заказчик убежден в том, что в смете есть подвох и на нем хотят нажиться.

В статье стоимость рассчитана исходя из… внимание… двух программистов и одного дизайнера на один год. Состав команды сходу вызывает сомнения. Даже страшно подумать, что будет с проектом, если кто-то из команды заболеет. Но все же предположим, что для успешного стартапа нам необходимо 3 «студента», без опыта работы (а по уровню дохода, за вычетом налогов, это будут именно студенты), которые услышав один раз задачу - через год упорного труда выдадут именно тот результат, который ожидал инвестор. Свежо предание, но как-то очень верится с трудом.

Особенно странно, что не учтен ряд совсем уж очевидных моментов:

- Менеджер проекта на проекте не нужен;

- Два программиста и дизайнер работают на собственной технике, приносят свои столы и стулья; спартанский пустой офис, видимо, располагает к новаторским идеям и позволяет людям освободить разум от различных клише;

- Тестирование производят сами программисты, что практически эквивалентно тому, что его никто не производит;

- Программисты настолько хорошо разбираются в бухгалтерии и налоговой отчетности, что могут самостоятельно вести все дела фирмы;

- Программисты пишут код в Vim на Ubuntu, дизайнер творит на бумаге и в Gimp;

- Рекламировать наш Стартап, видимо, придется на Хабрахабре, в разделе «я пиарюсь»;

- Для контроля версий используем бесплатные публичные аккаунты, например, на GitHub, пусть исходники качают все, мы не жадные;

- Staging инфраструктура не нужна. Размещать проект будем сразу в Production через год на хостинге примерно за 120р. в месяц.

Понятно, что стартапы бывают разные и очень разные. И для некоторых стартапов такой бюджет может оказаться более чем достаточен, но почему же, зная об этом, автор не указывает хотя бы некий коридор цен? К чему эта точность до доллара? Понимал ли автор, что команде, которая предоставит смету, большую чем указано в инфографике, придется объясняться перед прочитавшим эту статью инвестором, потому что люди чаще всего склонны не доверять тому, чего не понимают? Даже просто добавив предлог "от" к цифре стоимости в каждом городе автор мог бы исправить ситуацию, но, к сожалению, этого не было сделано.

Что же, остается лишь надеяться, что будущие инвесторы будут более вдумчиво подходить к вопросам финансирования проекта, чем автор статьи.