Эквайринг – безналичная розница

20 ноября 2013 г.,   Елена Переверзева


Казалось бы еще совсем недавно, просматривая фильмы об американской действительности, мы с удивлением отмечали, что при обычных покупках в магазинах, на заправках, в кафе и ресторанах там рассчитываются с помощью кредиток.

Прием платежных карт к оплате за товары, работы и услуги называется эквайрингом. Фактически, это услуга банка предприятию торговли или сферы услуг, которая заключается в установке специального платежного терминала (POS-теринала или импринтера) и дальнейшем осуществлении безналичных расчетов. Для того чтобы предприятию начать пользоваться данной услугой необходимо заключить с банком договор эквайринга.

Приняв у покупателя платежную карту, кассир активизирует ее с помощью платежного терминала. Вся информация о держателе карты и осуществляемой сделке передается в процессинговый центр. После прохождения платежа кассир распечатывает слип – документ, внешне напоминающий кассовый чек, который оформляется при покупках с помощью платежных карт. Слип оформляется в двух экземплярах для продавца и покупателя, на которых и тот, и другой должны поставить свои росписи. Причем продавец обязан сверить роспись покупателя с его автографом на самой карте, если терминал для активизации карты не требует ввода пин-кода. В слипе указываются номер платежного терминала, вид операции, дата ее совершения, сумма, валюта, комиссия банка, код авторизации, реквизиты платежной карты и подписи продавца и покупателя.

Деньги, списанные с карты покупателя, за вычетом банковской комиссии переводятся на счет продавца в зависимости от возможностей банка либо сразу в момент операции, либо на следующий день, после того, как при закрытии смены кассиром с POS-терминала будет отправлен электронный журнал, содержащий информацию обо всех операциях с пластиковыми картами за день. В любом случае, банк переводит деньги на счет торгующей организации только после сверки расчетов, которая может производиться с любой периодичностью.

На этом обязанности кассира, обслуживающего POS-терминал, не заканчиваются. Несмотря на то, что оплата товара или услуги осуществляется безналичным путем, наше законодательство обязывает предприятия применять для приема платежей с помощью пластиковых карт контрольно-кассовые машины (абзац 4 ст.5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ) и вести учет кассовых операций. Иными словами, кассир «пробивает» данный платеж еще и по кассе (в отдельную секцию), выдает покупателю чек ККМ, в журнале кассира-операциониста в графе 12 отражает количество безналичных платежей, в графе 13 – сумму безналичной выручки. Эта сумма прибавляется к количеству наличных денег в кассе и заносится в отчеты по формам КМ-6 и КМ-7. Правда, касается это только тех предприятий, которые, согласно своей системе налогообложения, обязаны применять ККМ. Индивидуальный предприниматель на ЕНВД, например, имеющий право не использовать для расчетов с физлицами кассовый аппарат, для приема платежей с помощью пластиковых карт ККМ не применяет – достаточно просто отдать покупателю его экземпляр слипа.

В случае возврата товара, оплаченного карточкой, процедура не меняется – необходимо активировать карточку и выбрать на POS-терминале опцию, соответствующую возврату средств. При этом нужно помнить, что деньги возвращаются на счет, связанный именно с той карточкой, по которой была произведена оплата. Получить их несостоявшийся покупатель сможет в течение как минимум 3-х рабочих дней (нередко, процедура затягивается до 2-ух недель и более), хотя слип, подтверждающий возврат денег, ему выдадут на руки сразу после того, как он вернет товар. Происходит это согласно все тому же договору эквайринга и является условием банка, так что потребителю требовать от магазина возврата средств наличными или сокращения сроков бесполезно.

Банки в данном вопросе придерживаются мнения, что возврат товара может быть использован для обналичивания денег и особенно кредитов. Так, согласноОфициальному разъяснению Банка России от 28.09.2009 N 34-ОР "О применении отдельных положений Указания Банка России от 20 июня 2007 года N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя": “...продавец (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) не вправе расходовать поступившие в его кассу наличные деньги на выплату покупателю за возвращенный товар, приобретенный ранее в безналичном порядке”. Такова же и позиция налоговиков: «Если покупатель, расплатившийся платежной картой, вернул товар, то возврат денежных средств осуществляется на основании квитанции возврата безналичным путем на карточку держателя при предъявлении кассового чека и платежной карты. При возврате товара в день покупки осуществляется отмена операции по оплате с платежной карты. При возврате товара не в день покупки операции по выдаче денежных средств осуществляются в соответствии с заключенным договором эквайринга” (письмо УФНС по г. Москве № 22-12/087134 от 15.09.2008 г). Таким образом, сроки, жестко установленные в Законе о правах потребителя, могут быть вполне законно нарушены и покупателю, решившему расплатиться карточкой, нужно либо тщательнее выбирать товар, либо, если не уверен, производить оплату наличными.

Эквайринг могут использовать не только предприятия розничной торговли и сферы услуг, но и интернет-магазины, программы онлайн-учета и другие SaaS-продукты, а также специальные платежные системы, обслуживающие мобильную связь, коммунальные платежи и т.п. Это так называемый интернет-эквайринг – прием платежей с помощью банковских карт через специальный веб-интерфейс. Услуги интернет-эквайринга банк, как правило, оказывает при поддержке сервис-провайдеров, которые отвечают за безопасность платежей, собирают и обрабатывают поступающие данные. К оплате в системе интернет-эквайринга принимаются только те карты, которые предназначены для покупок и в обычных реальных магазинах. Информация о том, какими конкретно картами можно расплатиться, а также о порядке внесения платежа, обычно, доступно изложена на соответствующей веб-странице.

Растущая популярность безналичных расчетов среди физических лиц обусловлена их удобством, доступностью для населения, все большим распространением зарплатных, кредитных и других банковских карт, заинтересованностью розничных предприятий в услугах эквайринга, а также все большим доверием наших соотечественников к использованию различного рода пластиковых карт – банковских, социальных, транспортных, подарочных, дисконтных и многих других.

Маргарита Павлюченко — контент-редактор проекта «Большая Птица», эксперт Центра разработки программных продуктов ООО «Этерон»