10 апреля 2015 г.Редакция Портала SaaS.RU

Почему краудинвестинг не взошел на российской почве?

На днях закрылся очередной российский краудинвестинговый проект. Мы решили разобраться, какие ошибки допустили компании, и почему эта модель не работает в России.

Один из самых простых и надежных способов создать успешный стартап — это скопировать уже существующую бизнес-модель, которая работает и приносит доход. Зарубежные площадки краудинвестинга собирают внушительные суммы во всем мире. Обороты торгов одного из наиболее успешных проектов Secondmarket.com, уже за 2010 год составил $408 миллионов, средняя комиссия со сделки – 3,5%, а количество клиентов превысило отметку 50 000. Еще на этапе создания сервис привлек $18,9 миллионов инвестиций, а уже к 2012 году стал зарабатывать свыше $10 миллионов чистой прибыли.

Инвесторы не горят желанием вкладываться в непроверенный продукт, зато в работающий на других рынках — с удовольствием. Судя по всему, создатели проектов для краудинвестинга SmartMarket и VCStart руководствовались именно этими соображениями.

Но очередной успешной «пересадки на российскую почву» не случилось. Попробуем выяснить причины.

В сентябре 2012 года предприниматель Константин Шабалин запустил проект SmartMarket.net. Изначально планировалась создать краудфандинговую площадку, направленную на сбор средств для творческих инициатив, но команда решила сосредоточиться на краудинвестинге.

 

Если совсем коротко — то это kickstarter, где вы можете не просто дать денег клевым парням, а проинвестировать, то есть получить долю в прибыли будущего проекта.

Из блога создателей SmartMarket

 

Имели ли русские аналоги предпосылки для успеха в нашей стране? Более чем! Так как краудинвестинговые платформы фокусируются на непубличных компаниях, в России у них был обширный рынок — здесь непубличный сектор экономики развит куда сильнее, чем в США. Бум интернет-компаний в нашей стране и активное развитие электронной коммерции также подогревает рынок для краудинвестинга — многим компаниям нужно привлекать капитал.

Словом, для SmartMarket были открыты все дороги, и он даже привлек 1,3 миллиона долларов от фонда «Лайф Среда», и до определенного момента этих денег было более чем достаточно. Согласно бизнес-плану, проект планировал брать 3% комиссию со сделок и стать безубыточным уже на третий год существования. Предполагалось, что при минимальном объеме торгов, SmartMarket будет стоить $11,5 миллиона на третий год работы и $112,7 млн на пятый год. Но уже на второй год существования проект был приостановлен, став одним из самых заметных провалов 2013 года. 

Здесь, конечно, были свои нюансы. По словам инвестора проекта, Владислава Солодкого, в SmartMarket не хватило предпринимательского духа. Фонд «Лайф Среда» проинвестировал не в предпринимателей, способных решать возникающие проблемы и преодолевать трудности, а в команду, состоящую из бывших менеджеров на зарплате. Они оказалась просто не в состоянии отработать бизнес-план.

Но на днях и другая краудинвестинговая площадка, VCStart, объявила о закрытии. Тут были более весомые причины: недостаточный спрос со стороны инвесторов, нежелание собственных инвесторов продолжать финансирование проекта и то, что большая часть проектов привлекла инвестиции напрямую, минуя площадку.

Петр Вырупаев, руководитель проектов краудфандинговой площадки Planeta.ru, в своем интервью Firrma, назвал три основные причины, по которым модель краудинвестинга не работает в российской действительности.

 

  • Законодательные препятствия, которые останавливают многих предпринимателей. Во многом эта проблема надуманна, так как существуют различные пути обхода: публичный инвестиционный договор, организация площадки-фонда, прямая передача акций, договор доверительного управления.
  • Отсутствие идеологически верных проектов. Краудсорсинг, краудфандинг и краудинвестинг – это отдельная идеология, которая на самом деле не про деньги. Большинство успешных краудсорсинговых проектов объединяют сотни тысяч людей просто своей идеей. К краудинвестингу же подходят с точки зрения финансов, окупаемости. Однако в таком формате он практически не работает. Достаточно посмотреть на самые успешные проекты на Западе - люди, которые вложились в эти стартапы, на самом деле не ждут возврата инвестиций, для них важнее, что они стали частью чего-то значимого уже сегодня.
  • Краудинвестинг – крайне рискованный финансовый инструмент. И если привлечь инвестиции в проекты можно, то получить реальную прибыль в разумное время практически нереально. Краудинвестинговые площадки, в каком формате их хотят сформировать в России, рассчитаны на средний класс. Но их основная задача – приумножить или как минимум сохранить свои деньги, и желательно в кратчайшие сроки, что не про краудинвестинг. Вторая категория людей – это бизнес-ангелы. Но бизнес-ангелов в России крайне мало, а спрос со стороны стартаперов огромен. В таких условиях им просто нет нужды идти в краудинвестинг.