20 января 2015 г.Редакция Портала SaaS.RU

Бизнес-модель и объем финансирования для организации стартапа

InVenture Partners исследовала бизнес-модели и объемы привлеченного финансирования для организации успешных стартапов.

На сегодняшний день в мире насчитывается 83 высокотехнологичных компании, основанных после 2003 года и оцениваемых более чем в $1 млрд (по собственной оценке InVenture Partners).

По итогам исследования экосистема высокотехнологичных компаний в США по-прежнему существенно отличается от остального мира, что может в определенных случаях сделать другие регионы более привлекательными для предпринимателей и инвесторов. По количеству стартапов США по-прежнему лидируют, Европа и Азия существенно отстают от Северной Америки в этом сегменте. Тем не менее, европейские и азиатские компании были представлены в большинстве остальных сегментов, а в некоторых секторах (игры в Европе и Азии, а также социальные сервисы и финансовые технологии в Европе) число компаний, основанных за пределами Северной Америки, было сопоставимо или даже превысило число североамериканских компаний.

С точки зрения мультипликаторов на инвестированный капитал наилучшие показатели по данным исследования InVenture Partners обеспечили социальные сервисы (50x), а также компании, работающие в сегменте маркетинга и рекламы (29x) и компании, ориентированные на бизнес (21x). Наименее эффективным в этом отношении оказались компании, связанные с распространением контента. Средняя стоимость компаний в разных секторах также очень сильно колебалась – социальные сервисы возглавили список с огромной средней оценкой в $16,5 млрд, в то время как средняя стоимость сервисов, связанных с распространением контента, составила лишь $1,9 млрд.

«Вероятность построить новый Facebook, WhatsApp или Instagram крайне мала. Слишком много факторов должно совпасть, чтобы подобный социальный сервис быстро выстрелил. Но есть много отраслей, такие как маркетинг, решения для бизнеса, финансовые технологии и другие, где более высокие барьеры для входа, и успех в большей степени зависит от качества продукта и эффективности управления компанией и в меньшей степени - от случайных факторов, вроде удачи. Подавляющее большинство крупных бизнесов - это тяжелая многолетняя работа их создателей и инвесторов», - объясняет Сергей Азатян, сооснователь и Управляющий Партнер InVenture Partners.

 

Выход из большинства успешных стартапов осуществляется через слияния и поглощения, однако выходы из компаний стоимостьб более $1  млрд зачастую происходит через IPO.

 

Согласно исследованию из 83 компаний стоимостью в миллиарды долларов, основанных с 2003 года, 33 осуществили IPO, а 12 были приобретены. К концу 2013 года 37 компаний все еще оставались частными, что означает, что для основателей и инвесторов требуется в среднем 7 и более лет, чтобы достичь стадии выхода. Компании, чей бизнес ориентирован, прежде всего, на конечного потребителя, выходят на стадии IPO или продажи раньше, чем промышленные компании – 5 лет и 8 месяцев против 7 лет и 2 месяцев.

 

Средний период выхода составил 6 лет и 4 месяца. 6 лет и 6 месяцев уходит на то, чтобы компания стала публичной, и 5 лет и 7 месяцев требуется на продажу бизнеса.

 

Также необходимо отметить, что именно азиатские компании первыми достигают ликвидности – уже после 5 лет и 3 месяцев они готовы к выходу из бизнеса инвесторов. В Азии 8 из 9 компаний на стадии выхода стали открытыми. В Северной Америки пропорции иные – 80% компаний становятся публичными, а 20% выходят на продажу, в то время как в Европе тренд существенно отличается – 2 поглощения на 1 выход на IPO.

Как показывает исследование, развитие компаний может занимать от 6 до 10 лет. Таким образом, ожидания того, что коммерческий успех для стартап проекта станет возможным уже через 1-2 года, как правило, обманчивы. Это также не является поводом для стагнации в развитии проекта – не все бизнесы изначально совершают резкий прорыв, как WhatsApp, SnapChat или Instagram.


Данные, использованные в исследовании, собраны с таких ресурсов, как Crunchbase, Wikipedia, AngelList и других публичных источников. Объем инвестиций и текущие оценки стоимости компаний в большинстве случаев получены на основе анонсов, публикуемых самими компаниями, либо их текущими инвесторами.